Императорский фарфоровый завод: успешно развивающийся бизнес и важная часть культурной жизни Санкт-Петербурга

Императорский фарфоровый завод – явление уникальное для российской посудной индустрии. Сохраняя консервативную промышленную и маркетинговую политику и работая в высоком ценовом сегменте, компания не теряет способности оставаться успешной и прибыльной даже в самые сложные периоды. Среди российских производителей посуды ИФЗ является одним из самых крупных и по числу занятого персонала, и по объему выручки. Завод продолжает располагаться на своем историческом месте в Санкт-Петербурга. В то время, как в городе идет реновация и застройка бывших промышленных зон, печи ИФЗ не останавливаются ни на минуту, а само предприятие платит налоги и обеспечивает занятость значительному количеству людей. 11 апреля ИФЗ собрал представителей прессы для общения на тему «Планы Императорского фарфорового завода на 2025 год". Поводом для встречи стало открытие персональной выставки одного из художников завода, Веры Бакастовой, в Государственном Эрмитаже. В рамках общения с руководством завода были затронуты вопросы истории предприятия в ее связи с современностью, а также были озвучены планы на будущее.


Вход в фирменный магазин и Музей ИФЗ

Цифры и факты

  • Императорский фарфоровый завод ведет отсчет своей истории с 1744 года, в этом году предприятие отметит 281-ю годовщину.
  • Сегодня на ИФЗ работает порядка 1 тысячи человек, из которых 900 – рабочие специальности.
  • Доходы от основной деятельности по итогам 2023 года составили 3,5 млрд. рублей
  • В цехе художественной росписи работает более 100 человек.
  • В создании ассортимента принимают участие 22 штатных художника (помимо этого завод работает с приглашенными художниками).
  • Ассортимент завода включает в себя более 2500 уникальных товарных позиций и более 200 коллекций.
  • На 2025 год планируется выпустить 2,8 млн. единиц продукции
  • Завод производит продукцию из твердого, мягкого и костяного фарфора, в рецептуре используется порядка 40 разных компонентов.

Участники пресс-конференции со стороны завода: пресс-секретарь Дарья Илларионова, зам. директора ИФЗ Оксана Кабабиик, генеральный директор Татьяна Тылевич, хранитель Фонда "Наследие" Елена Михайлова, художник завода Сергей Русаков

Направления бизнеса и каналы продаж

Императорский фарфоровый завод имеет диверсифицированную систему продаж: помимо дистрибуции есть фирменная розничную сеть: собственные магазины в Санкт-Петербурге и Москве и партнерские магазины в российских городах-миллионниках. По словам генерального директора завода, Татьяны Тылевич, тенденция последних лет такова, что магазины все больше выполняют презентационную роль, где покупатели могут воочию познакомиться с продукцией завода, основным же каналом продаж становится интернет. Официальный сайт ИФЗ работает, в том числе, и как интернет-магазин, где представлен весь каталог выпускаемой продукции, а не так давно появилась возможность заказать через сайт даже штучные авторские работы художников. Наличие разных каналов продаж позволяет легче переживать кризисы.


Процесс создания посуды с ручной росписью

Порядка 30% выручки приходится на специальные заказы: от государственных органов власти, корпоративных заказчиков, частных лиц и коллекционеров. Такая продукция выпускается в единичных экземплярах и не поступает в продажу.

Доля поставок на внешние рынки составляет порядка 15%. Как сообщила Татьяны Тылевич, в связи с последними политическими событиями завод переориентировал свой экспорт, при этом сохранив его объем. Если до 2022 года основные партнеры завода были в Европе и США, то в последние годы главным направлением экспорта становятся страны Азии. ИФЗ добился определенных успехов в Китае, где работают несколько партнерских магазинов и планируется открытие новых, есть магазин в Дубае. В этом году состоится открытие партнерского магазина ИФЗ в Стамбуле. Завод ведет активные переговоры по поставкам в Индию. По утверждению Татьяны Тылевич, экспорт важен для развития ИФЗ, так как продажи на российском рынке имеют свои границы.


Основные компоненты фарфора

Работа на внешних рынках имеет свои особенности: предпочтения потребителей из других стран отличаются от российских. Например, в Китае спросом в основном пользуются продукция, основанная на тематике советского периода.

Культурная составляющая

ИФЗ гордится собственной уникальной художественной школой, традиции которой складывались на протяжении всей истории предприятия и продолжают сохраняться и развиваться. Работа с фарфором кардинально отличается от других видов изобразительного творчества и требует от художников тонкого понимания технологических процессов. Становление художника-фарфориста как творческой личности занимает длительное время. Например, Вера Бакастова, выставка которой открылась в Эрмитаже, работает на ИФЗ более 20 лет, но по меркам завода она - молодой художник. 50-летние юбилеи сотрудничества завода с ведущими мастерами – в порядке вещей на ИФЗ.


Экспонат Фонда "Наследие"

Образовательной базой для художников ИФЗ являются профильные художественные ВУЗы, главным из которых можно назвать СПБПХА им. Штиглица (ранее - ЛВХПУ имени В. И. Мухиной), где на кафедре художественной керамики преподает Сергей Константинович Русаков, один из ведущих художников ИФЗ. Живописцев, занятых в производстве фарфора с ручной росписью, в значительной степени привлекают из числа выпускников Российского колледжа традиционной культуры.

ИФЗ активно участвует в музейно-выставочной деятельности. Помимо того, что на территории завода работает Музей ИФЗ, являющийся частью Государственного Эрмитажа, завод основал Фонд «Наследие». Данная структура занимается сохранением лучших образцов современного искусства фарфора: по решению художественного совета завод выкупает наиболее яркие работы художников и хранит их у себя.

Музейные выставки, организуемые при участии Императорского фарфорового завода, регулярно проходят на самых разных площадках по всей стране. По словам Татьяны Тылевич, музейная деятельность в городах-миллионниках, где открыты магазины ИФЗ, рассматривается, в том числе, как инструмент формирования интереса людей к фарфоровым изделиям.


Гипсовые формы для отливки фарфоровых изделий в цехе высокохудожественных изделий

Маркетинг

В основе экономической успешности завода – опора на маркетинг. Посуда из фарфора является базовым направлением для ИФЗ и предприятие следит за трендами мировой индустрии фарфора и постоянно выпускает новые коллекции. По признанию Татьяны Тылевич, сотрудники завода посещают основные профильные выставки, главной из которых является франкфуртская Ambiente. Постановка многих творческих задач начинается с анализа конкурентной среды. Завод стремится реагировать на изменяющиеся предпочтения потребителей и работать с молодой аудиторией покупателей, вкусы которой существенно отличатся от старшего поколения. При создании новых изделий для массового рынка принимается во внимание практичность, так как современные покупатели рассчитывают на возможность использования фарфора в микроволновых печах и посудомоечных машинах.


Кружки из коллекции "Полководцы России"

Из трендов, на которые завод делает ставку – это развитие концепции Mix & Match, которая предполагает сочетаемость предметов из разных коллекций и дает возможность владельцам посуды составлять собственные композиции. Также в планах поработать с еще одним трендом – рельефным декором на посуде. Среди значимых последних новинок, разработанных ИФЗ, Татьяна Тылевич выделила коллекцию «Полководцы России» с образами знаменитых отечественных военачальников.

При этом самым популярным декором, неизменно занимающим первые строчки продаж, является «Кобальтовая сетка». Как отметила Татьяна Тылевич, иногда складывается ощущение, что «Кобальтовая сетка» имеет большую известность, чем сам бренд ИФЗ.


Исторические вехи ИФЗ

Проблемы и перспективы

В качестве одной из самых острых проблем, стоящих сегодня перед заводом, была названа нехватка персонала, в первую очередь рабочих специальностей. При производстве фарфора ИФЗ используется огромное количество ручных операций и, соответственно, требуется много людей. Как отметила Татьяна Тылевич, стандартная чашка, прежде чем попасть на полку магазина, проходит через 80 человеческих рук.


В цехе ручной росписи

Завод предоставляет сотрудникам обучение, ДМС, регулярные выплаты. За 2024 - 2025 год, по словам Татьяны Тылевич, размер заработных плат вырос примерно на 25%, но трудности с привлечением работников есть, так как есть определенный отток кадров на оборонные предприятия.

На ближайший год ИФЗ запланировал масштабную модернизацию – для этих целей в Китае закуплены новые туннельные печи, глазуровочные машины, формовочные станки. Оборудование планируется запустить к сентябрю текущего года, что позволит заводу увеличить объем производства на 10-15%.

К концу года ИФЗ планирует запустить собственный музей, где можно будет посмотреть, как создается фарфор, узнать его историю; в музее будут реализованы интерактивные программы для детей, компьютерная графика и т.д. А в следующем году в планах - создание детского образовательного центра по фарфору.

© posudka.ru