С 30 октября 2008 года компания «Ромир Панель», входящая в исследовательский холдинг «Ромир», перешла к расчету базовых SCIF индексов на еженедельной основе («индексы домашнего потребления»)*.
На неделе с 26 января по 1 февраля 2009 года произошли следующие изменения в расходах на повседневное домашнее потребление у семей в больших городах России.
SCIF индекс «Домашнее потребление российского горожанина» - индекс изменения затрат домохозяйств на повседневное домашнее потребление составил 97,9% (-2,1%) по отношению к предыдущей неделе (с 19 по 25 января 2009) и 129,1% (+29.1%) к аналогичной неделе 2008 года (с 28 января по 3 февраля). Показатели для предыдущей недели (с 19 по 25 января 2009) составили соответственно: 99,9% (-0,1%) и 139,9% (+39.9%).
Таким образом, небольшое сокращение расходов по крупным городам России в целом продолжилось.
Сокращение расходов было отмечено как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в городах с населением до 1 млн. человек.
Для Москвы значение SCIF индекса «Тип города» равно 98,2% (-1,8%).
Аналогично вели себя жители Санкт-Петербурга, а также семьи в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн. жителей:
- SCIF индекса «Тип города» в северной столице опустился до отметки 93,6% (-6,4%);
- в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн. – до 97,8% (-2,2%).
Исключение составили жители городов-миллионников, размер еженедельных затрат которых не изменился: значение SCIF индекса «Тип города» равно до 99,9% (-0,1%).
Сравнение с аналогичной неделей 2008 года дает следующие показатели роста:
- Для Москвы – 151,2% (+51,2%);
- для Санкт-Петербурга – 106,6% (+6,6%);
- для городов-«миллионников» – 108,4% (+8,4%);
- для городов с населением от 500 тыс. до 1 млн. чел. – 118,1% (+18,1%).
Тревожным симптомом является отмеченное в последнюю неделю практическое возвращение затрат семей в Санкт-Петербурге и других мегаполисах на уровень прошлого года, то есть прирост расходов ниже уровня инфляции, что с учетом годичного роста цен на товары повседневного домашнего потребления означает фактическое значительное сокращение объема покупок в физическом выражении.
Только москвичи в наступившем году продолжают держать планку по затратам +50% к уровню прошлого года.
*SCIF Index – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе исследовательской платформы SCIF (Shopper-Centric Information Flow)**, который отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов.
Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более.
** Исследовательская платформа SCIF (Shopper-Centric Information Flow) основана на данных панели домашнего потребления 3000 домохозяйств (8520 индивидуальных потребителей), репрезентирующей покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 500 тысяч человек. В Москве панель представлена 1000 домохозяйств (2800 индивидуальных потребителей). Участники панели сканируют штрих - коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных SCIF.
Данные платформы SCIF детально показывают, какие товары, где, когда, по какой цене, кем и для кого покупаются. SCIF предоставляет подробную информацию о покупках, покупателях (тех, кто принимал решение о покупке), потребителях (для кого был куплен тот или иной товар), а также торговых точках (типе, статусе, расположении, виде обслуживания и пр.)