Существенные сдвиги в социально-экономической ситуации оказывают определяющее значение на вектор развития тех или иных сегментов рынка. Производители металлической посуды, до 2022 года развивавшиеся достаточно успешно, после известных событий столкнулись с новыми вызовами. В их пользу сместился баланс спроса между отечественной продукцией и импортом, но одновременно возникла и масса сложностей как с поставкой импортных материалов и комплектующих, так и с внутриэкономическими процессами. Как отрасль производства металлической посуды переживает последние годы, попытаемся разобраться в нашей статье.
Общая ситуация
Совокупные цифры динамики скорее обнадеживают. Для анализа мы взяли доступные данные о результатах деятельности 14 компаний, специализирующихся на производстве посуды из алюминия, эмалированной и нержавеющей стали. В 2023 году по сравнению с 2021 годом их совокупных объем выручки увеличился на 31%, а чистая прибыль выросла на 15%. Инфляция по официальным данным за два года составила около 20% (в 2022 - 11,92%, в 2023 году – 7,42%).
2022 и 2023 годы существенно отличались между собой. Если в 2022 году большинство предприятий концентрировались на решении неожиданно возникших проблем, жертвуя прибылью ради сохранения объема производства, то 2023 год дал дополнительные возможности по увеличению объемов производств, при этом прибыльность деятельности у большинства стабилизировалась. В 2021 году совокупная чистая прибыль рассматриваемых нами компаний составляла 11% от объема выручки, в 2022 году – 7%, а в 2023 году – 10%.
Основным сдерживающим фактором роста производства и прибыли в производстве металлической посуды, как и в других промышленных отраслях, является сложная ситуация а рынке труда. Рабочие и инженерные специальности являются самыми дефицитными сегодня, заработная плата, а соответственно и расходы на оплату труда персонала, растут значительно быстрее инфляции.
Производство посуды из алюминия
В производстве алюминиевой посуды до 2021 года в течение нескольких лет наблюдался постоянный рост. Действующие игроки модернизировали свои производственные мощности, новые игроки строили и запускали новые заводы. Основное сырье - алюминий – производится в России, а вот другой важный компонент – антипригарное покрытие – импортируется. До 2022 года в России активно работали все основные мировые производители покрытий, но после в 2022 году данная продукция сразу попала под санкции, в результате чего произошла переориентация с европейских поставщиков на китайских и турецких. Фурнитура для посуды (ручки, кнопки крышек) также в значительной степени импортировалась, но после 2022 года влияние санкций на этот сегмент было заметно ниже. Недавно в России появилось и свое современное производство ручек для сковород и кастрюль – ставропольский завод «ПОЛИМЕР-РУС».
В целом сегмент производства алюминиевой посуды ( в первую очередь – литой) продолжает оставаться самым быстро развивающимся, некоторым компаниям с 2021 года удалось удвоить или даже утроить объемы продаж.
Производство посуды из эмалированной стали
Основной материал для производства посуды из эмалированной стали – холоднокатаный прокат – производится в России, в связи с санкциями цены на внутреннем рынке на него снизились. Фритты для эмали также используются в основном российского производства, самые простые ручки и крышки российские заводы делают сами, а для более «продвинутых» моделей - закупают за рубежом, главным образом в Китае.
Производство эмалированной посуды требует больших трудовых затрат по сравнению с алюминиевой: в среднем численность персонала завода эмальпосуды в два и более раза выше численности завода по выпуску алюминиевой посуды с сопоставимым объемом выручки. Соответственно, сложная ситуация на рынке труда болезненнее сказывается на производителях эмалированной посуды. В данном сегменте по сравнению с 2021 годом предприятиям легче наращивать объемы продаж, чем прибыль.
В сегменте посуды из эмалированной стали российские производители традиционно доминировали над импортом, поэтому изменения в балансе спроса, произошедшие в 2022 году, их коснулись в меньшей степени. Среди импортеров не так много игроков, потеснив которых, можно было бы существенно нарастить объемы продаж, основная конкуренция у наших заводов по-прежнему идет между собой.
Производство посуды из нержавеющей стали
В сегменте посуды из нержавеющей стали основной проблемой, сдерживающей развитие отечественного производства, является отсутствие в России собственного сырья – нержавеющую сталь для посуды импортируют. При этом данный сегмент достаточно динамичен – к давним производителям нержавеющей посуды - «Ашинскому метзаводу» и «ВСМПО-Посуде» относительно недавно добавились новые игроки - «Лысьвенский завод эмалированной посуды» и «Кукморский завод Металлопосуды». Тем не менее, пока отечественная нержавеющая посуда занимает небольшую долю рынка, уступая импортерам из Китая. Производство посуды из нержавеющей стали является потенциально самым интересным сегментом, но при условии появления недорого и качественного отечественного нержавеющего проката – возможно, усилия металлургов по импортозамещению дойдут и до этой ниши.