Компания «Ромир Панель», входящая в исследовательский холдинг «Ромир», завершила расчеты базовых «SCIF индексов» («индексы домашнего потребления»)* для февраля 2009 года.
1. «SCIF домашнее потребление российского горожанина» - индекс изменения затрат домохозяйств на повседневное домашнее потребление - составил 99,1% (-0,9%) к январю 2009 года и 136,1% (+36,1%) к февралю 2008 года. Аналогичные показатели для предыдущего месяца: 80,3% (-19,7%) к декабрю 2008 года и 137,4% (+37,4%) к январю 2008 года.
Естественное послепраздничное падение расходов на домашнее потребление не сменилось их ростом в феврале: в целом в крупных городах индекс упал, но не отжался, а остался в январском положении.
2. Индекс «SCIF тип города», отражающий различия в динамике расходов домохозяйств между городами с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн., «миллионниками» (миллион и выше), Москвой и Санкт-Петербургом, свидетельствует о том, что все города-«миллионники», включая столицы, расходы не увеличили.
подпись к рисунку
Семьи в Москве немного уменьшили свои повседневные траты по сравнению с январем: значение индекса «SCIF тип города» в столице равно 98,1% (-1,9%) к январю 2009 и 158,8% (+58,8%) к февралю 2008.
Расходы петербуржцев на домашнее потребление в феврале были абсолютно аналогичны январским затратам: значение индекса «SCIF тип города» равно 100,7%. По сравнению с февралем 2008 года рост составил 28% (значение индекса равно 128,0%).
В других миллионных мегаполисах семьи сократили свои расходы на 6% по отношению к январским тратам (значение индекса «SCIF тип города» равно 94,0%). Сопоставление с февралем 2008 года дает +21,2% (значение индекса равно 121,2%).
Более благополучным было положение в менее крупных городах России (от 0,5 до 1 миллиона жителей), жители которых увеличили расходы на 11% по отношению к январским тратам (значение индекса «SCIF тип города» равно 111,1%). Сопоставление с февралем 2008 года дает +31,3% (значение индекса равно 131,3%).
Таким образом, во всех типах городов, кроме Москвы, сохраняющей лидирующее положение и по доходам домохозяйств, и по их расходам, семьи увеличили свои расходы по сравнению с зимой прошлого года на уровень рублевой инфляции, а в твердой валюте расходы упали на 10 -15%.
3. Интересно, что расхождения в индексе «SCIF доходная страта» заметно меньше, чем различия в динамике затрат по типам городов.
Динамика средних затрат домохозяйств товары повседневного спроса по доходным стратам
100%=январь 2008
Семьи, в которых на члена семьи доходы превышают 16 тыс. рублей в месяц, в феврале 2009 года увеличили свои повседневные домашние расходы на 5,5% (значение «SCIF доходная страта» равно 105,5% к январю 2009 года), расходы у среднедоходных групп (от 8 тыс. до 16 тыс. рублей в месяц на члена ДХ): упали на 5% (значение индекса 95% к январю 2009 года), а динамика аналогичных затрат у низкодоходной группы (до 8 тыс. рублей в месяц) - 2,0% или 98,0% по отношению к предшествующему месяцу этого года.
Приведенные данные подтверждают справедливость расхожего мнения о том, что кризис сильнее всего бьет по среднему классу.
4. SCIF индекс «доля продовольственных и непродовольственных товаров», отражающий соотношение расходов на продукты питания с затратами на непродовольственные товары в повседневном домашнем потреблении от январских 76% к 24% в пользу продовольственных товаров перешел к соотношению 72% к 28%.
Распределение затрат между продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса
100%=все затраты на покупки продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса за каждый месяц
В феврале 2008 года аналогичное соотношение было 70% (продовольственные товары) к 30% (непродовольственные товары). Таким образом, этот индекс практически вернулся к прошлогоднему значению
*SCIF Index – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе исследовательской платформы SCIF (Shopper-Centric Information Flow)**, который отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов.
Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более.
** Исследовательская платформа SCIF (Shopper-Centric Information Flow) основана на данных панели домашнего потребления 3000 домохозяйств (8520 индивидуальных потребителей), репрезентирующей покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 500 тысяч человек. В Москве панель представлена 1000 домохозяйств (2800 индивидуальных потребителей). Участники панели сканируют штрих - коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных SCIF.
Данные платформы SCIF детально показывают, какие товары, где, когда, по какой цене, кем и для кого покупаются. SCIF предоставляет подробную информацию о покупках, покупателях (тех, кто принимал решение о покупке), потребителях (для кого был куплен тот или иной товар), а также торговых точках (типе, статусе, расположении, виде обслуживания и пр.)