Осенью в Госдуму будет внесен пакет поправок в Таможенный кодекс (ТК). Соответствующие предложения сейчас разрабатывает экспертный совет под руководством депутата Валерия Драганова. Если поправки будут приняты, товары, перемещаемые через границу, не будут месяцами простаивать на таможне из-за разногласий между контролирующими органами и бизнесом
Кроме того, таможенникам, возможно, придется отказаться от контроля участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на пунктах пропуска и при таможенном досмотре товаров, если этому препятствуют проблемы технического или кадрового характера, возникшие не по вине бизнеса.
Проект поправок содержит изменения более чем в треть статей ТК. Как утверждает экс-глава Государственного таможенного комитета РФ, член комитета ГД по промышленности Валерий Драганов, существующий ТК, принятый в 2004 году, уже не соответствует современным реалиям. По его словам, готовящиеся поправки предоставят существенные льготы для добросовестных участников ВЭД. Изменения должны существенно минимизировать таможенный контроль, сняв административные барьеры для бизнеса.
В частности, на прошедших в конце недели заседаниях рабочей группы разработчики предложили обязать таможню выпускать груз в трехдневный срок, даже если у нее возникли сомнения в заявленной таможенной стоимости товаров. Сегодня вопрос определения и контроля таможенной стоимости товаров — один из самых актуальных для участников ВЭД. Как поясняет руководитель практики внешнеторгового регулирования DLA Piper Вильгельмина Шавшина, сегодня таможня может, не приняв заявленную таможенную стоимость, без объяснения причин истребовать дополнительные документы и сведения. Между тем груз задерживается на складе порой до нескольких месяцев. Все это выливается в крупный ущерб для бизнеса. При этом потоки импорта в Россию постоянно растут.
"В условиях, когда таможня не справляется с возросшими объемами импорта, другого пути, как развивать упрощенные процедуры контроля, просто нет", — говорит советник по вопросам таможенного права DLA Piper Марина Лякишева. По ее словам, страны СНГ уже начинают обгонять Россию, внедряя у себя международные нормы таможенного контроля.
Не исключено, что благодаря поправкам в некоторых случаях таможенникам вообще придется отказаться от контроля. Многие участники экспертного совета настаивают на том, что, если у таможенников на пункте пропуска или при таможенном досмотре возникли проблемы технического, кадрового или иного характера, товар в этом случае не должен задерживаться на границе, пока не будет проведен таможенный контроль. Сегодня в среднем время простоя автомобилей, например, на северо-западном участке границы РФ составляет 20—40 часов. При этом перевозчики теряют около 7 млрд руб. в год. Правда, как считают в Федеральной таможенной службе (ФТС), дело не только в одной таможне. Руководитель ФТС Андрей Бельянинов публично заявлял о том, что к решению проблем пробок должны подключаться все заинтересованные ведомства. Дело в том, что кроме таможенного досмотра груз на границе проходит через пограничный, фитосанитарный и другие виды контроля.