Сокращение покупательской активности жителей российских городов, характерное для начала 2009 года, сейчас стало особенно заметно в покупках непродовольственных товаров повседневного спроса. Исследовательский холдинг «Ромир» продолжает публикацию результатов постоянного мониторинга покупательского поведения.
Анализ данных, полученных при помощи исследовательской платформы SCIF* от трёх тысяч домохозяйств из крупных городов России, позволил специалистам компании «Ромир панель» констатировать: экономия на непродовольственных товарах повседневного спроса набирает обороты. Постепенно происходит перераспределение долей продовольственных и непродовольственных товаров в корзине отечественного потребителя. Например, в мае 2009 года доля непродовольственных товаров в общей массе товаров повседневного спроса, купленных домохозяйствами в крупных городах России, составила 29%, тогда как в апреле эта цифра была на 2 пункта больше - 31%. При этом, скорость падения общего числа покупок непродовольственных товаров увеличивается.
Динамика общего числа покупок непродовольственных товаров повседневного спроса за январь-май 2008 и 2009 года:
Сравнение аналогичных месяцев по общему числу непродовольственных покупок семей, участвующих в панели домохозяйств SCIF, за первые пять месяцев 2008 и 2009 года показывает, что скорость падения общего числа таких покупок увеличивается: если в январе 2009 года было сделано всего на 10,7% покупок меньше, чем в январе 2009, то в марте уменьшение составило уже 16,7% к марту прошлого года, а в апреле – 21,5% к апрелю 2008 года, в мае – 16,6% к маю 2008. Таким образом, в апреле и мае 2009 года было сделано меньше покупок, чем в январе 2008 года, при том, что январь традиционно является месяцем сокращения покупательской активности.
Обращает на себя внимание относительно небольшой рост в этом году числа непродовольственных покупок повседневного спроса в марте – месяце праздников и подарков: вместо +22,8%, как это было в 2008 году, в 2009 году рост к февралю составил всего 11,7%».
В общем, процесс этот легко объясним. Экономия на категории непродовольственных товаров менее болезненна, чем отказ от привычных продуктов.
*Исследовательская платформа SCIF (Shopper-Centric Information Flow) основана на данных панели домашнего потребления 3000 домохозяйств (8520 индивидуальных потребителей), репрезентирующей покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 500 тысяч человек. В Москве панель представлена 1000 домохозяйств (2800 индивидуальных потребителей). Участники панели сканируют штрих - коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных SCIF.
Данные платформы SCIF детально показывают, какие товары, где, когда, по какой цене, кем и для кого покупаются. SCIF предоставляет подробную информацию о покупках, покупателях (тех, кто принимал решение о покупке), потребителях (для кого был куплен тот или иной товар), а также торговых точках (типе, статусе, расположении, виде обслуживания и пр.)