Энтузиасты возрождают конаковские традиции

«Кузнецовский фарфор» - это легенда. Это одна из немногих российских марок, узнаваемых в Европе. Случалось, что цены на чайные пары нашего Конаковского завода на аукционах в Европе доходили до 50000 фунтов. Кузнецовский фарфор, по мнению специалистов, отличается технически безупречным исполнением и изысканным декором. Изделия из кузнецовского фарфора были очень популярны, и почти в каждой русской семье были какие-то вещи, сделанные на заводе Ивана Емельяновича Кузнецова. Фаянсовый завод в городе Конаково Тверской области был одним из самых крупных фарфорово-фаянсовых заводов СССР. В лучшие времена здесь работало 5 тысяч человек. В советское время произведения конаковских мастеров с успехом экспонировались на международных выставках, получив гран-при Всемирной Парижской выставки в 1937 г., серебряную медаль в Брюсселе в 1958 г., золотую медаль на Всемирной выставке керамики в Праге (1962) и т.д.

За последние годы уникальный промысел в Тверской области практически угас. Тем не менее, нашлись энтузиасты, которые поставили цель вернуть былую славу самому известному брэнду Тверского региона.

Идём по помещениям завода, поднимаемся по лестницам XIX века и на третьем этаже главного здания на высоком стуле сидит мужчина, который склонился над чем-то маленьким. При ближайшем рассмотрении можно понять, что он водит специальным ножичком по кажущейся сыроватой фигурке, стараясь придать ей форму.

Это - модельщик Юрий НОВИКОВ, работающий с гипсом, и он «строгает»... коровку, прототип которой стоит перед нами. Это будет забавный сувенир - корова с седлом.
- Ко мне изделие поступает от скульптора-художника, который делает основную форму, - поясняет мастер.
После первого обжига (а всего их два или три) будущий сувенир отправляется к художнику, который вручную расписывает изделие. Техники росписи бывают разные, какую из них предпочесть - решает художник. Причём художники тоже, как выяснилось, бывают разными: есть живописцы, а есть художники-разработчики. Художник-разработчик придумывает картину или узор, который затем за ним повторяют живописцы.
Александр Казенков – придумывающий уникальные композиции для сервизов, ваз и т.п., также оригинально раскрашивающий скульптуры. В его творчестве встречается и церковная тематика - серию тарелок он расписал иконами и храмами специально по заказу Патриархии.
Александр Алексеевич, к слову, получил звание заслуженного художника ещё в 1992 году.

Ваги ГЕОРГЯН - художник-скульптор. Это поистине творец, планирует закончить «дело всей своей жизни» - изваяние, которое вполне могло бы стать символом Твери – монумент путешественника Афанасия Никитина.
- Мне очень близка историческая тема, - признаётся Ваги Георгян. – Я нашёл в Интернете, как должна выглядеть русская ладья, и теперь стараюсь всё это воспроизвести в скульптуре. Мне нравится мастерить и русских воинов в кольчугах – эта тема в трёхмерных традициях палеха уже есть, а в скульптуре я ещё ни разу не видел подобного - и решил отобразить это в своих работах.

Влиятельные Конаковцы настроены возродить традиции знаменитого промысла. Известный в районе человек, директор базы отдыха УПДК «Завидово» Владимир Рассказов, организовал на территории комплекса в холле гостиницы «Волга» выставку-продажу фаянсовых изделий, которые очень гармонично вписались в шикарную обстановку отеля. В загородном отеле «Дафна» ее владелец Вячеслав Орехов тоже организовал выставку Конаковского фаянса. Так всем миром возрождается уникальный промысел.

Энтузиаст возрождения промысла Валерий Солонбеков говорит: «Мне хотелось бы, чтобы фаянсовые традиции не умерли. Конаковский фаянсовый завод сможет вернуться в ряд с такими крупнейшими мировыми заводами по производству фарфора и фаянса, как «Розенталь» в Германии, «Дюпе» во Франции и другими. У нас не менее давние традиции. Надо собрать как крупицы тех мастеров, которые ещё хранят это непреходящее искусство».

Алёна СВЕТЛОВА
Источник - karavan.tver.ru