Новая концепция таможенного оформления и контроля, одобренная на последней коллегии ФТС, предлагает перенесение основных таможенных процедур на границу. Реализация этого проекта будет означать полное разрушение сложившейся в стране таможенной инфраструктуры.
В настоящее время полное таможенное оформление и таможенный контроль товаров с уплатой пошлин и НДС осуществляется в таможнях назначения внутри страны, а в пограничных пунктах пропуска перевозчики лишь заполняют транзитную декларацию. Такова мировая практика, и российские таможенники последовательно работали над тем, чтобы максимально к ней приблизиться. Соответственно, за полтора десятилетия именно вокруг внутренних таможен сформировалась необходимая инфраструктура, включая склады временного хранения (СВХ), на территории которых, как правило, и располагаются таможенные посты. Однако теперь Федеральная таможенная служба (ФТС) предлагает развернуться в обратную сторону. "Концепция ФТС о переносе таможенного оформления и таможенного контроля в приграничные субъекты Российской Федерации, безусловно, революционна, — говорит менеджер компании “Эрнст энд Янг” Роман Парфенов, — учитывая сложившуюся в России таможенную инфраструктуру, а также мировой опыт в этой области, на который ориентировались в 1991 году создатели существующей системы".
Зная сегодняшнюю ситуацию на границе, особенно на северо-западном участке — со странами Евросоюза, с бесконечными очередями автотранспорта, — нетрудно представить последствия инициатив ФТС в случае их осуществления. "Известно, что существующая инфраструктура не соответствует задачам, поставленным в концепции, — убеждена председатель совета Гильдии логистических операторов Светлана Домнина, — поэтому перенос контроля в приграничные районы приведет к увеличению пробок на границе, увеличению времени обработки грузов, сроков доставки и затрат конечного потребителя на транспортировку". В результате неизбежно большое скопление транспортных средств не только на российской стороне границы, но и на территории соседних государств. Как выразился один из экспертов, "очереди будут до Гамбурга". Это первая и наиболее очевидная проблема.
Вторая, возможно, не столь наглядная, но не менее серьезная — резкое сужение сферы деятельности и доходности иностранных международных перевозчиков. По словам Светланы Домниной, после того как груз будет доставлен до границы международным перевозчиком и пройдет таможенное оформление, дальше до пункта назначения его смогут доставить и отечественные внутренние перевозчики, которые сейчас лишены такой возможности. Правда, при этом потребуется дополнительная перегрузка на границе. Казалось бы, нет ничего страшного в том, чтобы потеснить иностранных перевозчиков, но радикальное решение, предложенное таможенной службой, может обойтись слишком дорого: нет сомнений, что со стороны ЕС будут приняты адекватные меры к российским международным перевозчикам. Между тем, по данным АСМАП, отечественные компании сейчас осуществляют автомобильные перевозки грузов и пассажиров в 50 странах мира, их доля на мировом рынке составляет почти 40%, причем больше половины грузоперевозок приходится на Евросоюз.
Цель оправдывает средства?
Пока Международный союз автомобильного транспорта официально не комментируют планы ФТС, ссылаясь на то, что проект новой таможенной концепции не имеет силы до принятия правительством. Скорее всего, противники революционных замыслов российских таможенников постараются, не вступая в открытую полемику с таможенной службой, воздействовать непосредственно на правительственных чиновников, чтобы документ либо не дошел до рассмотрения на этом уровне, либо был провален. И то и другое представляется вполне вероятным — концепция требует значительной доработки, поскольку слишком схематична и не дает возможности оценить финансовые затраты на ее реализацию. Понятно лишь, отмечает Роман Парфенов, что ФТС предстоит очень серьезная и кропотливая работа, которая потребует больших усилий и немалых материальных затрат. Как осуществить, например, перевод складов временного хранения в приграничные регионы? Ведь большинство этих складов принадлежит частным владельцам. Туманные намеки на государственно-частное партнерство и "разъяснение преимуществ, которые владельцы могут получить в результате участия в создании транспортно-логистических схем", не слишком убедительны для бизнеса, предпочитающего конкретные цифры потенциальных доходов и убытков. Конечно, можно взвалить обустройство новых терминалов на РОСТЭК (структура при ФТС, ведущая строительно-хозяйственную деятельность), но это потребует вложения средств из федерального бюджета. Пойдет ли на это правительство, непонятно.
Единственный пункт концепции ФТС, который вызывает почти единодушное одобрение, — вывод СВХ из Москвы и Санкт-Петербурга. "Это правильная идея, — считает Светлана Домнина. — Склады временного хранения этих городов не справляются с обработкой грузов, поскольку не оборудованы должным образом, имеют недостаточные площади. В результате большегрузные автомобили десятками и сотнями стоят на проезжей части, причем часть их лишь проходит здесь таможенное оформление и следует дальше в регионы. Если СВХ будут выведены в область, нагрузка на дорожную инфраструктуру Москвы и Петербурга уменьшится". Даже владельцы столичных СВХ, похоже, смирились с предстоящей ликвидацией складов, хотя призывают все же не делать этого огульно. По мнению начальника СВХ ОАО "Московский комбинат шампанских вин" Александра Фрайштетера, если подходить к вопросу разумно, то некоторые склады должны остаться: "Одно дело промышленные грузы или техника, другое — пищевые продукты, подакцизные товары. Кроме того, есть СВХ, связанные с предприятиями технологически, имеющие железнодорожные пути и расположенные не в центре города". Прислушается ли к этим доводам ФТС, сказать трудно, во всяком случае новая концепция предполагает, что уже к середине 2009 года таможенное оформление будет выведено из столиц в Московскую и Ленинградскую области.
Но и здесь есть некое противоречие: зачем так поспешно выводить склады временного хранения в прилегающие области, если ставится задача постепенного перевода их в приграничные регионы? Ведь по крайней мере Московская область таковым не является. Не получится ли, что, едва владельцы СВХ обустроятся на новом месте, им снова предложат переместиться, уже, например, в Псковскую область?
Словом, при знакомстве с новой концепцией таможенного оформления и контроля возникает масса вопросов, остающихся без ответа. Но даже сама ФТС пока не готова дать четкие объяснения своих целей, в том числе тех, ради которых затевается столь грандиозная перестройка в таможенном деле.
По мнению Светланы Домниной, вывод всех таможенных постов в приграничную зону — крайность, но если бы удалось найти баланс, оптимальное соотношение между внутренним таможенным оформлением и оформлением на границе, то концепция могла бы оказаться жизнеспособной. Конечно, при условии достижения компромисса с бизнесом, без участия которого создать новую таможенную инфраструктуру практически невозможно.
Ольга Заикина