Более половины (58%) россиян утверждают, что из-за финансового кризиса им пришлось сократить свои расходы на одежду, обувь и аксессуары, практически столько же наших соотечественников (59%) экономят на крупных покупках для дома, а треть (32%) граждан РФ вынуждены сокращать расходы на продукты питания. Однако, более трети (36%) россиян с оптимизмом смотрят в будущее и ожидают увеличения своих доходов в ближайшие 12 месяцев.
«Ромир» продолжает публикацию результатов 3 волны международного проекта «Всемирный барометр финансового кризиса»*.
Жители стран, принявших участие в международном опросе, как и ожидалось, значительно сократили свои расходы на многие категории товаров и услуг. Наиболее высокий показатель по всем странам отмечен для статьи расходов «одежда/обувь/аксессуары» (54%). Чаще других о сокращении затрат на одежду и обувь говорили мексиканцы (80%) и японцы (71%), а реже всего жители Нидерландов (28%). Сокращение трат на крупные покупки актуальнее всего для граждан Исландии (74%) и опять же Мексики (68%). В этих же странах самая высокая доля респондентов, вынужденных экономить на продуктах питания (62% и 75% соответственно).
Доли респондентов, сокративших расходы на перечисленные категории товаров:
Россияне на этом фоне выглядят неплохо, - их сокращения расходов по некоторым из категорий, если слегка и превышают международные показатели, то незначительно.
А по результатам опроса относительно личных финансовых перспектив, Россия и вовсе вошла в пятерку наиболее оптимистично настроенных стран. Доля респондентов, которые полагают, что их материальное благосостояние в ближайшем году улучшится (36%), в нашей стране хоть и незначительно, но все же больше, чем процент тех, кто считает, что их финансовое положение останется прежним (33%) и значимо больше, чем доля тех, кто считает, что оно ухудшится (24%). Из всех стран-участников опроса, бóльшим оптимизмом могут похвастаться только жители Саудовской Аравии, где половина (50%) граждан уверены в грядущем росте своего материального благополучия и лишь 11% считают, что оно ухудшится. Жители Бразилии и Китая оказались практически солидарны с россиянами в степени оптимизма. Доли респондентов, считающих, что их доходы в ближайшей перспективе возрастут в этих странах 37% и 36% соответственно. Однако, процент пессимистично настроенных граждан, полагающих, что их доходы в ближайшие 12 месяцев снизятся, в России все ещё больше, чем в Бразилии (20%) и Китае (13%).
Распределение ответов на вопрос: «Как вы думаете, в ближайшие 12 месяцев доходы вашей семьи возрастут, останутся прежними или снизятся?» по странам, %
Если проанализировать результаты всех трёх волн данного исследования, то можно отметить, что ожидания респондентов по доходам, в целом не сильно изменились с начала проекта. Однако на уровне стран, с марта, можно отметить некоторую динамику.
Например, в первые месяцы кризиса, респонденты из стран БРИК были настроены наиболее оптимистично по поводу своих личных финансовых перспектив, но уже в ходе третьей волны исследования у них произошел некоторый спад оптимизма. Жители Японии отличились пессимистичным настроем на протяжении всех трех волн исследования – в среднем 48% из них полагают, что их доходы в ближайшие 12 месяцев снизятся.
А вот в Китае и России отмечен самый значительный по сравнению с мартовскими показателями спад пессимизма – число респондентов, считающих, что их доходы уменьшатся, снизилось в этих странах на 15% и 19% соответственно.
*«Всемирный барометр финансового кризиса» – международный проект, основной задачей которого является оценка восприятия финансового кризиса в разных странах. Проводится крупнейшими независимыми исследовательскими компаниями, входящими в международную исследовательскую сеть WIN** каждые 3 месяца. В третьей волне приняли участие 21 тыс. 88 респондентов из 22 стран мира, в том числе представители государств «Большой восьмерки» и жители стран БРИК. Опрос проводился с середины июня по конец июля 2009 года, Выборка по каждому из государств репрезентирует взрослое население страны. Исследовательский холдинг «Ромир» в июле 2009 года в рамках всероссийского онлайн-омнибуса проводил российскую часть исследования и опросил 1 тыс. жителей РФ.
**WIN (Worldwide Independent Network of Market Research) – международная исследовательская сеть, которая объединяет крупнейшие независимые компании, специализирующиеся в области исследований рынка по всему миру. Помимо возможности участвовать в международных исследованиях WIN предоставляет своим членам возможность самим проводить необходимые исследования в любом регионе или точке земного шара.
Источник - РОМИР