Не бизнес для таможни, а таможня для бизнеса!

Государство, отстаивая интересы отечественного производителя, регулирует внешнюю торговлю тарифными мерами. Но то, что творит ФТС, не имеет ничего общего с тарифным регулированием или правовыми нормами. Фактически ФТС вмешивается в процесс международной торговли. С точки зрения экономики такие действия приносят убытки для государства, бизнеса, и рядового потребителя, а с правовой - создают благоприятные условия для коррупции и произвола. «Русский Логистический Провайдер» приглашает 14 апреля 2010г. принять участие в круглом столе, который организуется в целях защиты прав и законных интересов лиц, осуществляющих таможенные процедуры.

Немного о статистике

26 января на пресс-конференции в СЗТУ было сказано, что в 2009г. ФТС перечислила в бюджет 3,519 трлн. руб. таможенных платежей и сборов. При этом 37% этих средств – таможенные платежи за импорт, или 1,3 трлн. руб. Доля ввозной пошлины - 13,3%, или 467,2 млрд. рублей. На этом фоне доначисленная после КТС сумма в 27,75 млрд. руб.– это огромные деньги (а не малые, как утверждал г-н Шкуркин на пресс-конференции в СЗТУ 26 января 2009г.).

Из-за необоснованных дополнительно взысканных платежей мы платим в магазине за импортный товар в 1,5 – 2 раза дороже, чем европейский потребитель. Такие меры ведут лишь к необоснованному росту цен и дефициту. Но самое печальное, что такие действия сводят на нет все попытки руководства страны, бизнес сообщества на создание конкурентно устойчивого реального сектора экономики страны.

СЗТУ утверждают, что возвращают только 8% излишне уплаченных платежей по решению судов. НО после принудительного КТС денежные средства взыскивает таможенный орган, а возвращает Казначейство по решению суда.

По нашим оценкам возврат дополнительно взысканных средств достигает 70 – 90%! Косвенно это подтверждают и результаты проверки Северо-Западной транспортной прокуратурой жалоб участников ВЭД на работу таможни в 2009г.: 81% жалоб заявителей признаны обоснованными. Наиболее грубые нарушения закона, отмечают в прокуратуре, допускаются должностными лицами Балтийской таможни. Из 323 рассмотренных жалоб участников ВЭД 300 жалоб удовлетворено, что составляет 93% от общего количества.

В результате составляющая затрат по таможенному оформлению выросла до 43% (2005г. - 25%).
Соблюдать законы становится выгодно!?

У таможни есть рычаги давления на участника ВЭД. Заставить импортера/экспортера работать по выгодным для инспектора условиям возможно. При этом действующий ТК дает участнику ВЭД полномочия и большие возможности влиять на процесс таможенного оформления.

01 июля 2010г должен вступить в силу новый Таможенный кодекс Таможенного союза, который наделяет таможенную службу новыми полномочиями, граничащими с произволом. Совершенствование правовой базы, увы, идет не в сторону облегчения работы бизнеса, а в сторону увеличения давления государственных структур.

Раздел 3 «Таможенный контроль», в отличие от ТК РФ создает неограниченные возможности для таможенного контроля и произвола. Например, таможня сможет контролировать товар в течение 3-х лет с момента его выпуска. Статья 122 разрешает проводить проверку любых лиц, участвующих напрямую или косвенно во внешнеторговой сделке.

Новый кодекс увеличивает сроки выпуска товаров до 10 рабочих дней (вместо 3 дней). При этом решение о сроках выпуска определяет начальник таможенного органа без критериев для принятия такого решения. Появился запрет на выпуск товаров до подчинения требованиям таможенных органов о КТС, пересчета и доплаты таможенных платежей без права импортера на возражения. Т.е. товар не будет выпущен, пока импортер ДОБРОВОЛЬНО не согласиться с КТС.

Проект Кодекса также предусматривает неограниченный доступ таможенных органов к банковским счетам и операциям по ним всех участников ВЭД, а также всех прочих лиц лишь по факту нахождения у них товаров иностранного происхождения.

Такой Кодекс рушит основы правого государства и констатирует полное отсутствие борьбы с коррупцией.

Ноу-Хау Таможенной службы

Основное оружие в борьбе с непокладистыми импортерами у таможни - система управления рисками. При такой системе инспектор может на основании одной интуиции выставить груз на полный таможенный досмотр со вскрытием всех упаковочных мест. Для большой партии товаров эта процедура может занять недели! До недавнего времени принудительным мерам взыскания таможенных платежей предшествовало выставление требования об уплате. Был определен логичный алгоритм действий - сначала требование, потом срок, достаточный для оспаривания, а уже потом принудительные меры. Это гарантировало предварительный судебный контроль и защиту интересов плательщика в административных процедурах.

Введен механизм приостановления банковских операций по счетам плательщика таможенных пошлин и налогов. Механизм предусматривает, что после вынесения решения о бесспорном взыскании, таможенные органы вправе заблокировать банковские счета должника на месяц, в течение которого может быть направлено в банк инкассовое поручение на бесспорное списание. Таким механизмом и закон можно обойти, и давление на участника ВЭД усилить. Плюс - право налагать арест на имущество плательщика. Достаточно просто наличия задолженности по уплате таможенных платежей!

Кто будет контролировать контролеров?

В 2009 г. против незаконных действий должностных лиц Балтийской таможне было подано в различные суды порядка 1500 исков. Юридический отдел таможни физически не успевал ходить на все судебный заседания. От момента подачи заявления до принятия решения о возврате денежных средств проходит как минимум 6 месяцев, чаще 8 – 12 месяцев. Соответственно, те участники ВЭД, у которых небольшие корректировки (малый и средний бизнес), как правило, не ввязываются в судебные тяжбы. Судятся чаще всего компании, иски которых составляют 200 тыс. – 6 млн. руб. По словам зам. Руководителя ФТС, таможня сегодня проигрывает более 80% всех дел.

В последние годы таможенная служба находится в хроническом состоянии реформирования и изменений, что свидетельствует об отсутствии генеральной стратегии развития. Пугающая частота предложений на фоне существующих проблем таможенного администрирования вызывает у участников процесса много вопросов. А то, что сегодня происходит со сбором таможенный платежей - просто сплошное попирание законов. Желание перевыполнить план по наполнению бюджета привело к тому, что таможенные органы начали повально корректировать таможенную стоимость невзирая ни на контракты, ни на добросовестность импортера/экспортера, ни на непростое экономическое положение в стране. Тема КТС всегда была острой, но в ситуации, когда товаров в страну поступает все меньше, любые таможенные "ограничения" воспринимаются рынком в штыки. Не говоря уже о том, что более чем в 80% случаев ФТС грубо нарушает закон!

Общей причиной игнорирования и попирания законов со стороны таможни является банальная безнаказанность и отсутствие контроля за таможенными органами.

Кто же будет контролировать контролеров?

Для противодействия сложившейся ситуации компания «Русский Логистический Провайдер» предлагает участникам внешнеэкономической деятельности объединить свои усилия и выйти на диалог с добросовестными и честными представителями ФТС и государственной власти. Нам всем крайне важно найти компромисс, который с одной стороны обеспечит экономическую безопасность государства, а с другой стороны – будет способствовать развитию международной торговли, и, как следствие, подъему и развитию экономики России.

Этой публикацией мы планируем начать цикл статей, посвященный проблемам таможенного оформления в РФ и поиском путей выхода из них. «РЛП» приглашает участников ВЭД и представителей ФТС к открытому обсуждению поднимаемых вопросов и совместному поиску разумных компромиссов и цивилизованных решений.

Наш девиз: проблемы необходимо поднимать и РЕШАТЬ, а не замалчивать.

Последнее утверждение является ни чем иным как открытым призывом к представителям бизнес - сообщества к объединению против произвола и беспредела со стороны отдельных чиновников! Мы предлагаем объединиться всех, кому надоело играть навязанную роль овцы для заклания, кто не хочет потворствовать коррупции, беззаконию и беспределу.

Будем ли мы и дальше ждать милости от инспектора? Или будем сами заботиться о своих правах?

Наша позиция - включить всю силу закона и правовой системы, и заставить сотрудников таможенных органов качественно и быстро выполнять свои служебные обязанности. Помните, что все незаконные действия чиновников, или их бездействия, в конечном счете, ложатся дополнительным бременем на плечи потребителей, т.е. на нас с вами.

Не бизнес для таможни, а таможня для бизнеса!

Цель встречи, организуемой 14 апреля 2010г. «Русским Логистическим Провайдером», – создание независимой, некоммерческой профессиональной организации экспортеров, импортеров, таможенных перевозчиков, таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, уполномоченных банков и др. участников ВЭД для формирования благоприятных экономических, политических и правовых условий развития предпринимательской деятельности. Заявки на регистрацию принимаются в электронном виде по адресу: rlp@rlp.su с пометкой «Круглый стол».

Анонимные письма приниматься к рассмотрению не будут.

Автор - Генеральный директор ЗАО «Русский Логистический Провайдер» Кисс Руслан Юрьевич
Источник - http://www.tks.ru/