Рынок сетевой торговли Северо-Запада находится в ожидании больших перемен. Какими они будут, станет понятно после новогодних праздников, когда дефицит денежных средств в полной мере почувствуют и покупатели, и продавцы.
Верхние строчки в списке крупнейших торговых сетей Северо-Запада с большим отрывом занимают продуктовые ритейлеры федерального масштаба. Совокупная выручка трех первых компаний, управляющих сетями «Пятерочка», «Лента» и «О’Кей», фактически составляет половину того, что удалось заработать крупным сетевым операторам региона, принявшим участие в исследовании АЦ «Эксперт Северо-Запад».
В тройке лидеров наиболее заметным прирост выручки оказался у сети гипермаркетов «О’Кей», которая успела летом этого года, еще до начала кризиса, заручиться кредитной поддержкой ЕБРР на 200 млн долларов. Сеть гипермаркетов «Карусель» последний раз приняла участие в рейтинге как независимый игрок. Летом этого года компания вошла в состав Х5 Retail Group, показав в предпродажный год двукратное увеличение выручки. Сумма сделки составила 940 млн долларов. Можно сказать, что «Альфа-групп», контролирующая Х5, переплатила: осенью цена могла бы заметно снизиться. Но с приобретением нового актива Х5, лидирующая на Северо-Западе в формате «дискаунтер», наконец заняла свое место в стратегической для рынка Петербурга нише гипермаркетов. Именно покупка «Карусели», а не сорвавшаяся продажа сети гипермаркетов «Лента» крупному иностранному игроку, стала наиболее заметным событием уходящего года на розничном рынке СЗФО.
Несколько компаний при относительно скромных доходах показали рекордный прирост выручки – 700−900%. Так, «Мэлон Фэшн Груп», замыкающая список крупнейших сетевиков в рейтинге, начала активно развивать розничный бизнес лишь в прошлом году. Летом этого года компания, развивающая сети ZARINA и befree, приобрела еще один актив – TAXI. По оценкам аналитиков, сеть из 17 магазинов молодежной одежды обошлась «Мэлон Фэшн Груп» в 2−2,5 млн долларов.
Не у всех компаний, прошедших «входной порог» в 1,3 млрд рублей по годовой выручке, дела шли в гору. Петербургская сеть «Находка», работающая в формате «у дома», по итогам прошлого года имела минусовую выручку. Себе в убыток наторговали сети OBI и «Ультра», показавшие отрицательную чистую прибыль.
Не все так плохо… пока
Предварительные итоги кризисной осени свидетельствуют о том, что в 2008 году рынок ритейла сохранит прежние темпы роста (по крайней мере – в годовом исчислении). Замедления торгового бизнеса можно ожидать не раньше следующего года. По данным Росстата, оборот розничной торговли по России в сентябре 2008 года в товарной массе вырос на 14,2% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, в Петербурге – на 13,2%.
Розница может рассчитывать на финансовую поддержку государства наравне с банкирами, производственным сектором и нефтяниками. Правительство заявило о готовности поддержать рублем по крайней мере девять крупнейших розничных сетей, которые получат кредиты под 15−18% годовых от Сбербанка и ВТБ на пополнение оборотного капитала и погашение кредитов в иностранных банках. В список ритейлеров вошли три компании с северо-западной пропиской – «Виктория», «Лента», «О’Кей». В конце октября за помощью к государственным банкам обратились и региональные ритейлеры, входящие в Союз независимых сетей России. В отличие от федералов, которым необходимы кредиты в размере 2−3 млрд рублей, локальную розницу спасут гораздо меньшие суммы. Например, калининградской сети «Семья» для рефинансирования кредитов требуется 100 млн рублей. Госбанки в помощи не отказывают, но и денег пока не выдают, дожидаясь рекомендательных писем от правительства.
При этом первый вице-премьер Игорь Шувалов отметил, что ритейлеры в обмен на поддержку взяли обязательство «максимально сократить» сроки оплаты поставщикам, а также не увеличивать стоимость продуктов питания стандартной продовольственной корзины, по которой определяется прожиточный минимум. Тем не менее в октябре рост цен на продовольственные товары ускорился: если за сентябрь цены подросли на 0,7%, то в октябре – уже на 1,6%. За десять месяцев 2008 года продукты в СЗФО в среднем подорожали на 13−15% по сравнению с декабрем 2007−го. По данным Росстата, наиболее ощутимый скачок цен был в Коми – здесь продовольствие за неполный год подорожало на 15,9%, самым благополучным оказался Ненецкий автономный округ – всего плюс 4,4%.
Затянуть пояса
Поскольку деньги на поддержку сетевого ритейла, по словам Шувалова, поступают в «ручном режиме», то есть крайне медленно, участники розничного рынка СЗФО надеются в основном на собственные силы. Изменения коснулись в первую очередь долгосрочных планов. Политику активной региональной экспансии пришлось пересмотреть и перейти в режим сохранения существующего бизнеса, работая над улучшением эффективности операций.
Первой на Северо-Западе сократила инвестиционную программу Х5. Группа начала корректировать расходы после приобретения петербургской «Карусели», расторгнув договоры на строительство пяти гипермаркетов, заключенные со структурой Андрея Рогачева Donson B.V. Позже Х5 заявила о замораживании строительства собственных торговых объектов на ближайшие два года, а в октябре – о продаже девелоперского подразделения. О готовности продать земельные участки на сумму 50 млн долларов объявила калининградская сеть «Вестер». Осенью она отказалась от выхода на рынок Нижнего Новгорода. Новые магазины остальных крупных сетей пока открываются в запланированном режиме, но это касается проектов, которые готовы на 80−90%: их выгоднее достроить и запустить в эксплуатацию.
Розница взяла на вооружение универсальный сегодня способ экономии на расходах – за счет сокращения персонала. Крупнейшие сети заявили, что готовы расстаться с 10−30% сотрудников, в первую очередь – с офисными работниками. «Оптимизация штатов в компании не затронет линейный персонал. Нам и сегодня требуются директора супермаркетов и гипермаркетов, продавцы и кассиры. Сокращения коснулись прежде всего строительных подразделений и дирекций, занятых развитием, финансами, PR, – служб, которые напрямую не связаны с получением прибыли», – рассказывает председатель совета директоров «Вестера» Олег Болычев.
Не вариант
Сократится и число компаний, желающих выйти на долговой рынок. В прошлом году наиболее активными заемщиками из ритейла оставались федеральные игроки. «Лента» не стала выпускать облигации, а для дальнейшего развития привлекла синдицированный кредит на 200 млн евро, организованный пулом крупных иностранных банков. Среди ритейлеров второго и третьего эшелонов СЗФО наиболее значимые займы у калининградских ГК «Виктория» и сети «Вестер», оба на 1,5 млрд рублей. Уже в этом году компания «Лаверна», управляющая розничной сетью «Дом-Лаверна», отменила облигационный выпуск второй серии на те же 1,5 млрд рублей.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин уверен, что в среднесрочной перспективе стабилизация рынка маловероятна, поэтому в 2009 году от розничных игроков не стоит ожидать активности на рынке облигаций. «Интерес к таким бумагам крайне невысок. Особенно это касается второго и третьего эшелонов. Ритейл был популярен год-два назад. Большинство размещений даже при малом масштабе бизнеса и далеко не самом убедительном кредитном профиле проходили успешно. Грубо говоря, покупали все подряд, даже так называемые „мусорные“ бумаги. Отчасти за этот аппетит к риску мы все и поплатились», – резюмирует Клягин.
Поставщики взбунтовались
Практически все крупные ритейлеры увеличили отсрочку по оплате товара поставщикам. В условиях, когда госбанки не торопятся перераспределять средства стабфонда для поддержки реального сектора экономики, розница, в свою очередь, не спешит расставаться с деньгами, предназначенными для оплаты уже стоящих на полках товаров. Сейчас все трудности перекладываются на плечи поставщиков, и, по мнению аналитиков, это свидетельствует о том, что развитие отрасли пока идет по пессимистическому сценарию.
Однако отсрочки платежей до трех месяцев (раньше максимальная отсрочка составляла 60 дней) и накопившиеся миллионные долги заставляют поставщиков действовать более решительно. Так, на начало ноября в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области уже находится на рассмотрении 11 исков к компании «Лента», максимальная сумма задолженности достигает 7 млн рублей.
В компании уверены, что наличие или отсутствие исков никаким образом не характеризует финансовое положение сети. «Споры с поставщиками действительно есть. Однако основания исков разнообразны и связаны не с просрочкой оплат „Лентой“, а с нежеланием поставщиков исполнять условия договоров и отвечать за нарушения», – комментирует ситуацию начальник юридического отдела «Ленты» Федор Иванюкович. Тем не менее именно пункт об отсрочке платежа за товар может стать камнем преткновения при заключении договоров на следующий год между сетями и поставщиками.
Все со скидкой
Помимо неприятностей кризис принес ритейлерам и некоторую пользу. Одними из первых они стали использовать кризис как мощный информационный повод для выстраивания маркетинговых и рекламных кампаний. За последние два месяца появилась масса предложений «спасти деньги от кризиса», вложив в бытовую технику, золото, и даже «антикризисно утеплиться» в магазинах, торгующих мехами.
Многие из ритейлеров, арендующих торговые площади, могут уже в ближайшее время добиться пересмотра условий оплаты. «Торговым комплексам сегодня лучше пойти на уступки, чем потерять одного из якорных арендаторов, – считает старший консультант торгового департамента компании Maris Properties in association with CB Richard Ellis Антон Вихарев. – Однако радость от снижения арендной ставки будет омрачена спадом продаж, отсутствием или сложностью получения кредита для заказа товара».
В полной мере нехватку арендаторов и снижение ставок аренды почувствуют на себе девелоперы торговых центров, открытие которых намечено на 2009 год. Руководитель отдела торговой недвижимости Praktis CB Анжела Пашинян считает, что прошло время дорогих сделок, когда ставки аренды во встройках на Невском проспекте доходили до 500 у.е. за 1 кв. м.
Из-за снижения платежеспособности населения, возможного роста безработицы произойдет заметное переформатирование торговли. Новые возможности открываются для сетей, в ассортименте которых хорошо представлены низкомаржинальные товары повседневного спроса, так называемые «фастмуверы» (от английского Fast Mooving Consumer Goods – FMCG). Многие сети спешат расширить линейку недорогих продовольственных товаров, входящих в стандартную продуктовую корзину (сахар, мука, яйца, крупы), под собственной торговой маркой.
Еще один верный способ быстро вернуть наличные в оборот – распродать товарные запасы. «У всех розничных сетей сейчас недостаток cash-flow. А поскольку non-food связывает деньги на наиболее длительный период, хочется его распродать в первую очередь», – говорит директор по маркетингу сети гипермаркетов «Лента» Наталья Ардонская.
По мнению консультанта ГК «Институт Тренинга – АРБ Про» Демида Голикова, хорошие перспективы имеют сетевые магазины «у дома», работающие в секторе «дрогери» (непродуктовые товары повседневного спроса). Есть основания для оптимизма также у игроков в сегменте торговли DIY. «Последствия кризиса затронут все секторы ритейла – начиная от банков и страховых компаний, мебели, электроники и автомобилей, заканчивая товарами повседневного спроса. Менее всего пострадают FMCG и сектор развлечений», – прогнозирует руководитель отдела торговой недвижимости «Knight Frank Санкт-Петербург» Арина Сендер.
Жить по средствам
Последствием финансового кризиса станет заметный передел розничного рынка Северо-Запада. Хотя компаний, способных в нынешних условиях осилить покупку новых розничных активов, немного, велик соблазн «по дешевке» расширить бизнес за счет поглощения ослабевших игроков. Вероятно, крупные сети все же смогут найти для этого финансовые возможности.
Меньше почувствуют кризис федеральные и иностранные компании, осваивающие рынок СЗФО. Так, московская инвестиционная компания Finstar, управляющая холдингом Ritzio Entertainment Group, в начале этого года получила контроль над парфюмерно-косметической сетью «Рив Гош» (71 магазин, из них 48 – в Петербурге), а также через аффилированную структуру «Розничные технологии» вывела на рынок Петербурга сеть по продаже аудио— и видеопродукции «Настроение!». «В наших планах – увеличить к середине 2009 года число магазинов в Петербурге и Ленобласти до 80. Это даст возможность забрать 60% легальной аудио— и видеорозницы по Петербургу и Ленинградской области. К остальным регионам Северо-Запада пока присматриваемся, но дальнейшее продвижение укладывается в концепцию построения федеральной сети», – решителен генеральный директор сети «Настроение!» в Петербурге Алексей Князев.
Не меняет планов финский концерн SOK, развивающий в Петербурге сеть гипермаркетов Prisma. Так, весной 2009 года в Петербурге откроется третий суперстор в новом ТК «Карелия», и компания продолжает искать площадки для открытия Prisma в различных районах Петербурга. «Наши планы будут пересмотрены только в сторону расширения, поскольку количество предложений по торговым площадям увеличилось, условия улучшились», – говорит президент SOK Retail Веса Пуннонен.
Оправдают ли покупатели ожидания торговых сетей, станет понятно уже после новогоднего роста продаж. Но, например, американский экономист Себастиен Гэй в интервью порталу Washington ProFile заявил, что не нужно «поддаваться на соблазны покупок в сезон грядущих праздников, лучше оплатить долги по кредиткам и сохранить деньги на черный день. В условиях нестабильности легко потерять работу, то есть эти деньги могут очень пригодиться. Я бы посоветовал каждому иметь свой собственный „спасательный круг“ и жить по средствам».
Татьяна Каменщикова
"Эксперт Северо-Запад"