В понедельник шведская компания ИКЕА заявила о планах по открытию новых магазинов в российских городах с населением свыше 500 тысяч человек. До этого ее магазины располагались исключительно в мегаполисах. Благодаря снижению цен на строительство и землю экспансия в регионы может обойтись ИКЕА на треть дешевле, чем полгода назад. Об этом сообщает Business & Financial Markets
О планах по расширению регионального присутствия представители компании заявляли неоднократно, с оговоркой, о том, что это возможно лишь при сохранении темпов роста российской экономики. В марте 2007 года гендиректор ИКЕА Россия — Украина Пер Кауфман говорил о том, что компанию интересует как минимум 40 российских городов. Уже в этом году президент группы компаний ИКЕА Андерс Дальвиг на встрече с премьер-министром России Владимиром Путиным в Сочи заявил, что компания намеревается ежегодно запускать по 2-3 крупных инвестиционных проекта, поскольку считает «российский рынок чрезвычайно перспективным». Теперь ИКЕА решила интенсифицировать строительство новых магазинов.
Руководитель службы по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям ИКЕА Россия и СНГ Оксана Белайчук в интервью BFM.ru заявила, что новая стратегия компании, предполагающая открытие магазинов в небольших городах, будет успешна.
«Численность населения не имеет особого значения», — уверена она. — «Нельзя сказать, что кризис не коснулся нашей компании. Мы также зависим от меняющихся цен на сырье, транспортные услуги, от наших поставщиков, наконец, от покупательной способности населения. На главных для компании рынках сбыта в Германии, Великобритании и США мы наблюдаем снижение продаж. В то же время в России продажи растут, причем весьма интенсивно. Причина в том, что в период кризиса для россиян лучшим критерием выбора становится не статус, а оптимальное соотношение цены и качества».
По словам Белайчук, к концу этого года компания откроет новый торговый комплекс в Самаре, а в 2009 году — в Омске и Уфе площадью по 130 тысяч квадратных метров каждый. Как сообщили BFM.ru в ИКЕА, их мегамоллы в мегаполисах в 2007 – первой половине 2008 года обходились компании в среднем в 4 млрд рублей. В целом, за восемь лет работы на российском рынке компания уже успела инвестировать в свое развитие около 4 млрд долларов.
В условиях кризиса новый торговый комплекс компания может построить уже гораздо дешевле. По словам опрошенных BFM.ru аналитиков, стоимость строительства в 2009 году может упасть в среднем на 40%. Производители материалов и строительные компании снижают цены из-за резкого сокращения заказов. Снижается и стоимость земельных участков под строительство.
«Сделок на рынке земельных участков пока не совершается, поскольку все сейчас ждут, что они начнут обесцениваться, — рассказала в интервью BFM.ru директор департамента торговой недвижимости Colliers International Татьяна Ключинская. — Cтоимость строительства уже снизилась. Цены на цемент и металл упали в среднем на 20%. Строительные организации постепенно будут снижать норму прибыли из-за отсутствия заказов. В результате потенциальный заказчик уже через несколько месяцев может получить существенный дисконт».
Аналитик Pynes&Moerner Александр Мурзов согласен, что кризис для ИКЕА — это не опасность, а скорее возможность открывать свои магазины при меньших вложениях. «Сообщение о продолжении экспансии в регионы — это сигнал страха для небольших участников рынка, которые должны выживать, и для тех, кто готов продаваться. ИКЕА ориентируется на то, что игроки на мебельном рынке просто не выдержат конкуренции, — полагает он. — Это серьезный маркетинговый ход. Компания находится в кэше и у нее есть понимание российской бизнес-ментальности. Вполне возможно, что в ближайшем будущем другие представители крупных западных сетей последуют ее примеру», — добавляет он.
Яна Милюкова,
Business & Financial Markets