Развитие региональных продаж является одним из основных источников развития практически для всех производителей, дистрибуторов и ритейлеров, работающих на рынке посуды и кухонных принадлежностей. Вместе с тем, уменьшение ресурсной базы компаний, которую они могут себе позволить вкладывать в развитие продаж, требует внимательного отношения к оценке привлекательности того или иного регионального рынка. В данной статье проводится сравнительный анализ региональных рынков посуды и кухонных принадлежностей как внутри федеральных округов, так и по всему рынку посуды в Российской Федерации в целом.
Принятие решения о вложении ресурсов в продвижение того или иного региона требует комплексного анализа многих факторов: насыщенности рынка, количества компаний, на нем работающих, стоимости транспортных и прочих услуг, необходимых для продвижения продукции компании. Отправной же точкой для подобных расчетов может служить сравнительный анализ общих потребительских расходов, которые население того или иного региона тратит на покупку посуды.
Методика анализа. Очевидно, что при прочих равных условиях, вложения в продвижение компании в регион с большим объемом рынка дадут лучший экономический эффект. В качестве первичных данных для анализа были взяты данные Росстата о потребительских расходах членов домохозяйств в различных регионах России с учетом численности населения в этих регионах. Данные цифры не включают в себя расходы на покупку посуды и кухонных принадлежностей в качестве подарка, а также корпоративные закупки в сегменте HoReCa.
Абсолютным лидером среди всех регионов Росии по потреблению посуды и кухонных принадлежностей, как и ожидалось, стали Москва с Московской областью (23,59%). Далее следуют Санкт-Петербург с Ленинградской областью (4,26%), Краснодарский край (3,65%), Тюменская (3,55%) и Свердловская области (3,26%).
В Центральном федеральном округе, помимо вышеупомянутых Москвы и МО, наибольшим потенциалом обладают рынки посуды и кухонных принадлежностей Воронежской и Ярославской областей. Далее идут шесть регионов с примерно одинаковыми объемами рынка - Калужская, Тверская, Липецка, Владимирская и Белогородская области. Наименее привлекательными являются Костромская, Смоленская и Брянская области - на долю каждой из них приходится менее 1% от рынка посуды и кухонных принадлежностей округа.
В Северо-Западном федеральном округе (вопреки расхожим представлениям, объем рынка которого является одним из самых небольших среди других федеральных округов) после Санкт-Петербурга и ЛО наиболее интересным рынком является рынок Архангельской области. Далее идет группа регионов, рынок посуды и кухонных принадлжностей которых обладает примерно равным потенциалом - Мурманская, Калининградская, Вологодская области и Республика Коми. Замыкает список Псковская область.
Наибольший объем продаж посуды в Южном федеральном округе приходится на 4 региона из 13 - Краснодарский край, Ростовскую область, Волгоградскую область и Ставропольский край. Рынки всех остальных регионов обладают гораздо меньшим объемом, среди наименее интересных - республики Калмыкии и Ингушетии.
В Приволжском федеральном округе наиболее интересным является рынок посуды и кухонных принадлежностей Республики Башкортостан. Далее слеюуют рынки с примерно равными объемами - Пермского края, Нижегородской области, Республики Татарстан, Самарской области. В конце таблицы - рынки посуды и кухонных принадлежностей республик Мордовия и Марий Эл.
Рынки трех из четырех регионов Уральского федерального округа - Тюменской, Свердловской и Челябинской областей - обладают примерно равным потенциалом. Менее интересным является рынок посуды и хозяйственных товаров Курганской области.
В Сибирском федеральном округе лидером является рынок посуды и кухонных принадлежностей Красноярского края. Немногим ему уступает рынок Кемеровской области, далее идут Иркутская область, Алтайский край и Новосибирская область. Самым маленьким объемом обладают рынки республик Тыва и Алтай.
Дальневосточный федеральный округ является самым небольшим среди других округов, самым удаленным от Москвы и самым приближенным к Китаю. Тем не менее это не мешает многим компаниям добиваться на нем хороших результатов. Наибольшим объемом в нем обладают рынки посуды и кухонных принадлежностей Хабаровского края, Приморского края, и Республики Саха (Якутия). Наименьший объем рынка в Чукотской автономной области и Еврейского автономного округа.