Руководители питерских компаний ждут много неприятностей в марте

"Согласно результатам опроса, проведенного консалтинговым Домом "Грифон", руководители компаний Петербурга в большинстве своем предполагают, что кризис продлится год, а пика достигнет в марте" - сообщает издание "Деловой Петербург".

Консалтинговый Дом "Грифон" провел маркетинговое исследование "Влияние финансового кризиса на деятельность петербургских компаний". Телефонный опрос 200 руководителей петербургских компаний из разных отраслей экономики был проведен накануне Нового года – 22 по 26 декабря 2008 года.

Лишь 10% опрошенных сообщили, что кризис не отразился на деятельности их компаний, 82% руководителей почувствовали его влияние, а 8% пока не знают что и сказать.

Большинство опрошенных говорит о нехватке финансовых средств (42%) и падении продаж (40%), кризисе неплатежей (34%). Однако 12% увидели позитив – они полагают, что упали цены на рынке.

Относительно сроков кризиса руководители компаний настроены весьма оптимистично. Лишь 9% опрошенных считают, что кризис продлится 2 года или более. Подавляющее большинство – 60% - считают, что кризис продлится год. Есть и оптимисты, полагающие что все рассосется в срок от полугода до года, таких 12%, а в то, что все обойдется сроком полгода или менее верят и вовсе 18% "капитанов бизнеса".

Март месяц почти половина опрошенных (46%) считают временем, когда кризис в стране достигнет своего апогея. Однако многие другие думают, что все только начинается и ожидают пика позже – летом (18%), где-то в конце 2009 года (16%) или в декабре 2009 года (20%).

Вполне логичным опрошенные руководители полагают сокращение расходов компании в кризис, причем 60% предпочитают экономить на персонале, 40% сократят расходы на развитие и хозяйственные нужды, 32% пожертвуют маркетинговыми расходами, 30% срежут представительские расходы.

Кстати, сокращение расходов на персонал может вовсе не означать однозначное сокращение зарплат, хотя и такой выход видят 20% опрошенных руководителей, или увольнение (за них 16%). Речь чаще идет об отказе от корпоративов (ими, судя по всему, пожертвовали 80% опрошенных), сокращении расходов на обучении персонала (60%). Еще 24% опрошенных готовы отправить своих сотрудников в неоплачиваемый отпуск, что, конечно, лучше, чем увольнение, но сути не меняет.

Результаты данного исследования вполне сочетаются с данными опроса "Ветер перемен", который в ноябре провели PricewaterhouseCoopers и Ассоциация менеджеров провели среди руководителей российских крупнейших компаний. Представители 100 ведущих российских компаний оценили влияние финансового кризиса на бизнес.

Они также считают, что кризис будет краткосрочным - 87% уверены в росте своих доходов в трехлетней перспективе, а 47% респондентов даже планируют расширять свое присутствие на существующих рынках.

Большинство опрошенных также отметили, что финансирование, мягко говоря, что повлияло на их планы (78%) и повлияло на разработку стратегии (89%). 94% заявили о намерении пересмотреть свои затраты на 2009 год.

28% опрошенных руководителей планировали и уже сократили, или будут сокращать персонал, 16% опрошенных не планировали, но прибегнут к таким мерам. Об уменьшении объема потребляемых компанией материалов, работ и услуг заявили 45% и 27% соответственно.

Владимир Александров
dp.ru